Россияне поделились своим мнением о плюсах и минусах маркетплейсов
В ходе опроса были выявлены и минусы, такие как проблемы с возвратом товаров и некачественный сервис.
Маркетплейсы - самое распространенное место покупки товаров в онлайн-ритейле, и число их пользователей продолжает расти: по данным исследования НАФИ, среднемесячный доход российских продавцов маркетплейсов в 2023 году вырастет почти на 40 % и составит более 761 тысячи рублей.
Аналитический центр НАФИ уже несколько лет измеряет долю покупателей маркетплейсов и тенденции в поведении покупателей. Новое исследование посвящено динамике использования и оценкам покупателей, то есть тому, как россияне оценивают такие сайты и с какими проблемами они часто сталкиваются
С 2022 года число покупателей маркетплейсов увеличилось на 17 %. - Две трети россиян размещали заказ на этих платформах за последние три месяца (69 % по сравнению с 52 % в 2022 году), причем чаще всего ими пользуются россияне в возрасте 35-44 лет (95 %), женщины (93 % против 88 % мужчин) и жители городов (92 %).
27 % респондентов полностью удовлетворены взаимодействием с рынком, в то время как 42 % сталкиваются с определенными трудностями или проблемами. Самая распространенная жалоба - нарушение условий доставки. С подобной ситуацией сталкивались 22 % россиян, на втором месте - доставка поврежденного товара. На это пожаловались 16 % россиян. Еще 16 % россиян отметили, что купленный товар не соответствует описанию на карте. Еще 5 % отметили неудобство, связанное с невозможностью найти нужный товар в каталоге, и трудности с возвратом купленного товара.
В рамках опроса россиян также попросили оценить различные возможности маркетплейса. Наиболее высоко пользователи оценили удобство каталога, платежных сервисов и системы доставки. Сегодня маркетплейсы воспринимаются в первую очередь как транзакционные площадки с простой системой оплаты (73 %) и оформления заказа (72 %). Более половины респондентов также отметили наличие нужных им товаров в одном месте, возможность легко сравнить цены у разных продавцов (по 65 %), а удобство возврата купленного товара в качестве преимущества назвали еще 47 %.
Системы доставки. Система доставки играет важную роль в формировании имиджа торговой площадки: 68 % обращают внимание на ее удобство, 67 % - на наличие пунктов доставки рядом с домом, 65 % - на низкие логистические издержки, и менее половины (47 %) - на своевременную доставку заказов.
Ассортимент и удобный каталог. Более половины (69%) жителей России отмечают наличие на таких сайтах товаров на любой вкус и удобный каталог (64%). Кроме того, 56 % отмечают, что описания товаров хорошо представлены.
Ценовая политика. Россияне связывают гибкую ценовую политику с торговыми площадками. Привлекательные скидки и бонусы также упоминаются 60 %.
В целом более половины россиян (57 %) считают, что быть постоянным клиентом маркетплейсов выгодно, а продавцы этих сервисов надежны (53 %). Однако треть респондентов (33 %) считают, что на маркетплейсах можно найти поддельные товары.
Позитивное развитие маркетплейсов существенно меняет ландшафт розничной торговли в России. Они стимулируют развитие офлайн-ритейла и традиционных интернет-магазинов, улучшая сроки доставки и удобство получения товаров, а также расширяя ассортимент. Успех этой бизнес-модели повысил внимание к подобным платформам.
Уже сегодня крупные ритейлеры открывают представительства на страницах маркетплейсов, активно развиваются специализированные маркетплейсы с собственным ассортиментом. Они предлагают собственные бренды, совершенствуют системы лояльности покупателей, подписки в рамках платформы, передают решения другим игрокам рынка (например, службам доставки) и предоставляют экосистемы.