Половина населения пользуется Телеграм: Как развивается и к чему придет

Telegram продемонстрировал значительный рост аудитории за последний год, увеличив суточный охват на 20% по данным Mediascope.
Среднесуточное использование Telegram в конце декабря 2021 года составило 47%, в декабре 2020 года — 39%, а в начале 2020 года (более ранние данные отсутствуют) снизилось почти вдвое — до 20%.
Согласно данным Mediascope, Telegram, демонстрируя рост своей популярности, поднялся на четвертую позицию среди самых популярных интернет ресурсов. Его среднесуточная аудитория составляет 47%. Впереди только WhatsApp (67%), Яндекс (56%) и Google (53%). На пятой позиции находится ВКонтакте (45%), а на шестой - YouTube (44%). В IV квартале 2022 года среднесуточный охват WhatsApp составлял 61%.
В возрастной группе 12-17 лет абсолютным лидером является Telegram с охватом 76 %. В отличие от него, "ВКонтакте" и YouTube, занимающие второе и третье места, имеют меньший охват среди подростков - 69 и 68 % соответственно.
Что еще мы знаем о выборе пользователей?
Доля россиян, ежемесячно пользующихся Telegram, в IV квартале 2021 года достигла 68%. Эта платформа занимает около 7% всего интернет-трафика, а категория мессенджеров в целом — 18%.
Среднее время, которое пользователи проводят в Telegram в день, также растет и уже достигло 42 минут в декабре 2023 года по сравнению с 37 минутами в декабре 2022 года. При этом в исследовании отмечается, что время пребывания в сети значительно увеличивается в те периоды, когда новостная повестка дня более активна. Например, в июне 2023 года, когда попытка восстания Евгения Пригожина была одной из главных новостей, среднее время использования составило 41 минуту; еще один пик - 37 минут - пришелся на сентябрь 2022 года, когда в России была объявлена частичная мобилизация населения. Для сравнения, в предыдущем месяце, августе, этот показатель составлял 33 минуты.
Конкуренция между Telegram и WhatsApp
Как отмечается в исследовании Mediascope, основным конкурентом Telegram среди мессенджеров является WhatsApp, которым регулярно пользуются 79 % россиян в возрасте 12-17 лет, а среднее время использования в день составляет 1 час 11 минут WhatsApp используется той же возрастной группой 66 % пользователей той же возрастной группы используют WhatsApp, а среднее время использования составляет 27 минут в день.
Telegram также лидирует среди пользователей в возрасте 18-24 лет, хотя разница между ними невелика. В этой возрастной группе охват Telegram составляет 74 % по сравнению с 68 % для Whatsup, а среднее время использования составляет 26 минут в день по сравнению с одним часом для Telegram.
Для 25-34-летних соотношение WhatsApp и Telegram составляет 78 % против 58 %, а для 55-64-летних - 64 % против 33 %. Различия в среднем времени использования едва заметны. Например, зрители в возрасте 25-34 лет используют Telegram в течение 36 минут, а WhatsApp - 38 минут в день, в то время как зрители в возрасте 55-64 лет пользуются обоими сервисами по 34 минуты.
Mediascope отмечает значительное дублирование двух платформ: в возрастных группах 12-17 и 18-24 лет доля людей, использующих только одну из платформ, составляет 63 % и 62 % соответственно. В то же время доля Telegram среди этих пользователей также высока - 26 % и 23 % соответственно. По данным Mediascope, блокировка некоторых ресурсов весной 2022 года стала одним из факторов роста Telegram за счет притока зрителей с заблокированных сайтов; по среднесуточному охвату Telegram опережает своих конкурентов, но по времени использования Telegram все еще отстает от сайтов, основным контентом которых является видео. В исследовании говорится, что "Telegram опережает конкурентов по среднесуточному охвату, но по времени использования Telegram все еще отстает от сайтов, основной контент которых - видео".
Каковы перспективы роста Telegram в будущем?
Широкие массы пользователей воспринимают WhatsApp как средство для обмена сообщениями, а Telegram как более всеобъемлющую платформу. Большинство использует WhatsApp для личного общения, в то время как Telegram служит источником новостей. Многие не знакомы со всеми функциями папок и архивов и теряются в разнообразии каналов и подписок.
Telegram как мессенджер выигрывает у конкурентов благодаря поддержке передачи больших видео- и аудиофайлов, а также развитой системе информационных каналов, по мнению Кирилла Танаева, директора Института современных медиа. Танаев отмечает сохраняющийся разрыв между Telegram и его основными конкурентами, указывая на то, что WhatsApp “завоевал значительную популярность” еще до появления Telegram. Для большинства пользователей, считает эксперт, “более разнообразные функции” Telegram избыточны и бесполезны, поскольку для основных функций - отправки текстовых и голосовых сообщений, фото и звонков - вполне хватает и WhatsApp.
Как только Telegram внедрит платежную систему и собственный аналог “ленты”, платформа, по заявлению представителей Telegram, может стать российским аналогом китайского WeChat. Более того, пользователи могут начать обращаться к Telegram для получения новостей, так как мессенджер уже стал заменой классическим СМИ. Отмечается, что 80% контента в интернете составляют традиционные “котиков”, а оставшиеся 20% - политические материалы. Именно этот перекос препятствует развитию в интернете глянцевых каналов массового потребления.